Ремонт дорог линий – что делать?

С незапамятных времен ремонт дорог на линиях, также как и прокопка дренажных канав и обрезка деревьев около участков, являлась проблемой самих садоводов линии. Более того, в части дренажных канав в Уставе СНТ Мичуринец даже есть несколько пунктов, обязывающих садоводов содержать их в надлежащем порядке:

Однако состояние канав и самих линий в наших садах очень отличается. У кого-то отличная дорога, прокопаны канавы, подстрижены кусты и ветки деревьев, а у других полная разруха, затопление участков и ямы. Почему такая разница и что сделать чтобы хорошо было везде и у всех? Попробуем разобраться.

Проблемы

Сам я являюсь старшим по линии, и ремонт дороги за время моего «старшинства» делали на своей линии уже два раза (в этом году еще немного подсыпать будем). С какими проблемами я столкнулся на своей линии?

Давайте соберемся!

Для того чтобы принять решение о ремонте линии, нужно чтобы большинство садоводов линии на это согласились. А значит, как минимум должны прийти на собрание линии. Тем не менее, многие садоводы, несмотря на объявления на линии, уведомления в чате – игнорируют собрание, предпочитая заниматься своими делами. У нас на линии как правило приходят как раз половина от общего числа участков, если меньше – адресно отправляюсь к тем кто не пришел. Но на многих линиях, насколько мне известно, собрать половину на собрание – непросто.

А почему не за счет взносов?

Дважды я сталкивался с заявлением, что дорога на линии, так как является землями общего пользования, должна ремонтироваться за счёт членских взносов, а не за дополнительно собираемые с садоводов деньги.

Помимо этого, задавался резонный вопрос – какие подтверждающие документы о том, что садовод сдал (-а) деньги на ремонт дороги? Чек дадите? И то же самое с потраченными деньгами – «Откуда я знаю, что эти чеки именно за ремонт нашей линии? Договор есть?»

Конечно никаких договоров и чеков при оплате садоводами ремонта дороги нет. И это неправильно.

Я потом сдам

Собрать деньги – тоже непросто. Половина садоводов ответственно относится и сдают деньги сразу. А остальные… начинается игра, – «Я завтра сдам (пришлю на карту)». Некоторым приходилось по три раза напоминать.

Что еще?

Однако неправильно думать, что это единственные проблемы, которые не позволяют иметь садоводам нормальные дороги. Основные проблемы в другом.

Отсутствие старшего по линии

Формально или фактически. Не смотря на призывы и заявления Правления, что каждая полу-линия должна иметь своего представителя в Правлении, якобы чтобы могли эффективно решаться проблемы этих полу-линий, по факту ситуация диаметрально противоположная. Например, на фотографии ниже вы можете видеть состояние дороги 1-ой линии запад:

Последний раз ремонт линии проводился в 2008 году, 14 лет назад!

На линии много лет есть старшая по линии, и она же Член Правления – Раиса Андреевна Петрова, присутствующая во всех чатах СНТ и постоянно здесь живущая, однако как вы можете видеть по фото, это никак не помогает садоводам в благоустройстве линии. Более того, когда садоводы сами к ней обращаются по поводу ремонта дороги – обращения в лучшем случае остаются без ответа, а в худшем – садоводов посылают на … заниматься этим самим.

Ну и совсем показательно, что у участка данного Члена Правления канава отсутствует вовсе (а как же Устав?)

Как считаете, такие Члены Правления сильно помогают садоводам? Вот и получается – старший по линии и даже Член Правления на линии вроде как есть, а реальной деятельности и благоустройства – нет.

Есть решение!

Решение всех этих проблем очень простое – выполнять ремонт дорог и прокопку канав на линиях регулярно и централизованно за счёт членских взносов. В этом случае становится неважно, есть на линии старший или нет, делает он что-то или нет, деньги собираются опять же централизованно правлением, по итогу работ есть все документы и чеки. Более того, за счёт большого объёма суммарно для каждого садовода это будет дешевле, чем когда каждая линия собирается это делать отдельно.

Можем по закону?

Конечно! Мы же ремонтируем центральную дорогу за счёт членских  взносов? Вот и тут тоже самое. Скорее даже централку не можем делать за счёт взносов, чем дороги на линиях.

Канавы находятся на ЗОП, дороги на линиях вообще ЗОП по сути, и их ремонт, также как и обустройство дренажных канав, являются благоустройством ЗОП, а пп.4 п.5 ст. 14 217-ФЗ напрямую разрешает использовать членские взносы на расходы, связанные с благоустройством земельных участков общего назначения.

Сколько стоит?

Мы у себя на 11 линии два года назад в 2020 году делали большой ремонт – 40м3 асфальтной крошки и 20м3 вторичного щебня. Сначала срезали ножом (выровняли) поверхность, потом насыпали крошку и щебень, разравняли трактором, потом еще рабочими вручную, потом всё это утрамбовали катком. Общая стоимость ремонта составила 94 250 рублей. За два года стоимость крошки и щебня не изменилась, да и при больших объёмах цена сильно ниже, особенно на каток, но для «запаса» и простоты расчёта примем стоимость разового ремонта за 100 000 рублей.

Такого ремонта хватает на 5 лет с минимальной подсыпкой, но опять же для своих расчетах «для запаса» примем, что на три года. У нас, например, через два года дорога выглядит так (фото сделаны в один день со снимками выше):

Хотя если каждые три года делать подобный ремонт, то уже через 9 лет дорога на централке станет хуже, чем на линиях (смайл).

Итак, посчитаем. Двадцать шесть полу-линий каждые три года по 100 тысяч. Итого в год 866 666 рублей на СНТ. То есть грубо по ОДНОЙ ТЫСЯЧЕ РУБЛЕЙ в плюс к членским взносам с учетом всех наших превышений и допусков. С учетом того, что наши текущие взносы на треть состоят из долгов и из не выполненных проектов, повышения вообще не требуется, в текущие 14 000 уложимся со свистом ))

Расчёт стоимости прокопки (обновления) канав здесь приводить не буду, чтобы не обвинили в безосновательном расчёте, скажу только что он у меня получился сильно меньше чем дороги – порядка 100 рублей на участок в год.

Что и как делать?

  1. Правлению просчитать пару вариантов покрытия (крошка и мелкий щебень, например).
  2. Вынести вопрос централизованного ремонта дорог на линиях на Общее собрание СНТ. Тот вариант, за который проголосует большинство – принять за стандарт в СНТ. Если садоводы отдельной линии не согласны с выбором большинства – они могут сами за свой счет сделать иначе. При этом размер взносов для них не уменьшается.
  3. Провести обследование линий, определить какие делать первыми, какие отложить ремонт на год-другой, составить смету, утвердить на ОС.
  4. Сделать дороги и обновлять их на постоянно основе!

Услышит ли Правление садоводов? Поживём – увидим.

А как вы считаете, за чей счёт должны ремонтироваться дороги и содержаться в надлежащем состоянии канавы на линиях? Оставьте пожалуйста своё мнения в опросе ниже 👇

Кто должен ремонтировать дороги на линиях?

1 комментарий

  1. Ремонт дорог делать центролизовано. Решить этот вопрос на общем собрании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *